План ВД СОО

Пояснительная записка
План внеурочной деятельности СОО МКОУ Бутчинская СОШ обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм
внеурочной деятельности по классам.
План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих
нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027
г. от 28.09.2020 № 28; - приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 11 декабря
2020г.);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2020 г.
№ 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Положения о внеурочной деятельности МКОУ Бутчинская СОШ;
- Устава МКОУ Бутчинская СОШ.
Направления внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ Бутчинская СОШ.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,
и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Цель внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в
свободное от учѐбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
Модель организации внеурочной деятельности
Модель организации внеурочной деятельности — оптимизационная, в ее
реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя,
педагог-психолог и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный
руководитель.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со
своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся;
- ведѐт учѐт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности
опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо
выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и
материально-техническим
ресурсом
учреждения,
особенностями
основной
образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления
проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной
ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного
года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной
деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени
проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка,
студии.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха.
Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми,
но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательной организации ребѐнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом
обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В
процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит
становление личности ребенка.
Направления и формы внеурочной деятельности:
Направления внеурочной Характеристика
Виды деятельности
деятельности
направлений
создает
условия
для Игровая
Спортивнополноценного физического Познавательная
оздоровительное
и психического здоровья Проблемно-ценностное
направление
ребенка, помогает
ему Досугово-развлекательная
освоить
гигиеническую Художественное

Духовно-нравственное
направление

Социальное направление

Общеинтеллектуальное
направление

Общекультурная
деятельность

культуру, приобщить к
здоровому образу жизни,
формировать привычку к
закаливанию и физической
культуре
направлено на освоение
детьми
духовных
ценностей
мировой
и
отечественной
культуры,
подготовка
их
к
самостоятельному выбору
нравственного
образа
жизни,
формирование
гуманистического
мировоззрения, стремления
к самосовершенствованию
и воплощению духовных
ценностей в жизненной
практике
помогает детям освоить
разнообразные
способы
деятельности: - трудовые,
игровые, художественные,
двигательные
умения,
развить
активность
и
пробудить стремление к
самостоятельности
и
творчеству
предназначено
помочь
детям
освоить
разнообразные доступные
им
способы
познания
окружающего
мира,
развить
познавательную
активность,
любознательность;
ориентирует
детей
на
доброжелательное,
бережное,
заботливое
отношение
к
миру,
формирование
активной
жизненной
позиции,
лидерских
качеств,
организаторских умений и
навыков

творчество
Социальное творчество
Трудовая деятельность
Спортивнооздоровительное

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы:
1. Экскурсии;
2. Кружки;
3. Секции;
4. Конференции;
5. Ученическое научное общество;

6. Олимпиады;
7. Конкурсы;
8. Соревнования;
9. Фестивали;
10. Поисковые и научные исследования;
11. Общественно-полезные практики;
12. Профессиональные пробы.
Режим функционирования внеурочной деятельности МКОУ Бутчинская СОШ
устанавливается в соответствии с СанПин2.4.3648-20 и Уставом школы.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная
нагрузка обучающихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям
СанПин 2.4.3648- 20 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий.
Общее количество часов внеурочной деятельности на уровне среднего общего
образования, по ФГОС составляет до 700 часов (до 10 часов в неделю). Внеурочная
деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 30 минут после
окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в
соответствии с расписанием и с учѐтом общего количества часов недельной нагрузки по
внеурочной деятельности, а также с учѐтом необходимости разгрузки последующих
учебных дней.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть
трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном
образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии,
«действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно
положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а
не просто узнаѐт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной
деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение
всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность
появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и
социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.
Обеспечение плана
План внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и
предусматривает организацию внеурочной деятельности в 10,11 классе, реализующих
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами и
обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному
плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей).
Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ,
утвержденных на методических объединениях школы.
План внеурочной деятельности
Направления

Название

Спортивнооздоровительное

Спортивная секция «Волейбол».

Духовно-нравственное

Количество часов
10 класс
11 класс
68
68

Декада спорта и здоровья
(Неделя
здоровья),
веселые
старты,
уроки
Здоровья,
конкурсы,
соревнования,
тематические беседы на тему
ЗОЖ, флэшмобы за ЗОЖ.

По плану работы класса,
школы

КВД «Разговоры о важном»
Организация
экскурсий,
выставок детских рисунков,
поделок
творческих
работ
обучающихся,
проведение
тематических классных часов,
участие в конкурсах, встречи с
участниками локальных войн,
«Уроки
мужества»,
Уроки
семейных
ценностей,
фольклорные праздники, акции,
митинги, участие в районных и
областных мероприятиях и др.

34
34
По плану работы класса,
школы

Общеинтеллектуальное КВД
«Методы
физических задач

Общекультурное

Социальное

решения

Библиотечные уроки,
Предметные
декады,
Интеллектуальные
конкурсы,
викторинах, олимпиады, деловые
и ролевые игры, экскурсии,
проектная и исследовательская
деятельность.
Участие
во
Всероссийских
онлайн олимпиадах и др.
Конкурсы рисунков, сочинений,
праздники, досуговое общение,
фестивали,
тематические
классные
часы,
беседы,
экскурсии, посещение выставок,
встречи
Акции разного уровня, Операции
«Кормушка», «Птичий дом»,
«Уют»,
экологические
праздники,
тематические
классные часы, проекты.
Встречи с интересными людьми,
экскурсии, участие в школьных
трудовых
рейдах,
выпуск
общешкольной
стенгазеты
«Ровесник»,
социальное
проектирование,
организация
КТД и праздников, проведение
социальных акций и др.

35

34

По плану работы класса,
школы

По плану работы класса,
школы

По плану работы класса,
школы

Продолжительность одного занятия: 45 минут с перерывом 10-15 минут;
индивидуальные занятия- 40-45 минут.
Внеурочная деятельность может продолжается в каникулярное время в виде
конкурсов, презентаций, выставок, экскурсий, курсов внеурочной деятельности и др.
Занятия обучающихся проводятся на базе школы в учебных кабинетах, спортивном
зале, на школьном дворе, а также в учреждениях дополнительного образования.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности ФГОС среднего общего
образования.
Спортивно-оздоровительное направление:
- понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
- осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих
сохранить и укрепить здоровье;
- способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно
поддерживать свое здоровье;
- сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре;

Духовно-нравственное направление:
- осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему
народу,
своему
краю,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению;
- сформированная гражданская компетенция;
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе
этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп;
- уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к
ним.
Общеинтеллектуальное направление:
- осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и
творчеству;
- сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности;
- сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение
познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными
технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления,
воображения;
- способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать
свою образовательную траекторию; Общекультурное направление:
- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе
этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных
убеждений, представителями различных социальных групп;
- понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной
культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей;
- сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
- сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность
самореализации в различных видах творческой деятельности;
- знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
Социальное направление:
- овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание
и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
- сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное
ценностное отношение к социальной реальности в целом;
- достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального
опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
- сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
- умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение
социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;

- ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность
природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах,
социально-значимой деятельности.
Системные и несистемные занятия внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет
общеобразовательная организация.
При организации внеурочной деятельности используются системные курсы
внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в
неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и несистемные занятия
(тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее
количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Образовательная
нагрузка несистемных (тематических) курсов распределяется в рамках четвертей. Для
оптимизации занятий внеурочной деятельности и с учѐтом требований норм СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» эти занятия отсутствуют в сетке
расписания занятий внеурочной деятельности. В журнале указывается количество часов,
затраченных на проведение каждого занятия.
Реализация плана внеурочной деятельности основного общего и среднего общего
образования направлена на формирование базовых основ и фундамента последующего
обучения, в том числе:
- развития индивидуальности каждого ребѐнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
- приобретения социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания
социальной реальности и повседневной жизни;
- формирования позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
- получения опыта самостоятельного социального действия;
-приобщения к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;
- формирования социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической,
культурной и др.;
- воспитания толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирования чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования в них принимаемой обществом системы ценностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (484) 572-41-49

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».