РП КВД Шахматы 2-4 кл 2022-2023

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования (ФГОС)
на 2022-2023 учебный год

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматы»
(общеинтеллектуальное направление)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана основе авторской "Программы курса "Шахматы –
школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.) "Духовное
возрождение" И.Г Сухина. Программа по внеурочной деятельности к курсу «Шахматы»
составлена в соответствии
с требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант
программы внеурочной деятельности. Программа курса реализует общее интеллектуальное
направление во внеурочной деятельности в начальных классах.
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей
обучения: на первый план, выдвигается развивающая функция обучения, в значительной
степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей. Программа «Шахматы» позволяет реализовать
многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы – это не только игра,
доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство
их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у
детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической
деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. Игра в шахматы развивает
наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления,
воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой
игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать
решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было
подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а
так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и
таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к
волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся
приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои
стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях,
умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении
игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих
обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают

выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают
когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса
личных и метапредметных результатов.

Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.

Задачи:





Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические
операции).
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
 Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
 принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
 принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,

развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении
цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении
правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы
ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивный метод играет
большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно
при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в
обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства
учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные
тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Курс изучения программы рассчитан для обучающихся 2-4 классов. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Всего- 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные формы и средства обучения:







Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.

Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим
школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в
мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На
занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи,

сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом
занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением
фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре,
освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством
выдающихся шахматистов.
Третий год обучения предполагает обучению решения шахматных задач. На занятиях
используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения,
загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы,
шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какойлибо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки»,
«Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для
проверки полученных знаний.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы учебного занятия (модуля) «Шахматы»
отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
 формирование основ шахматной культуры;
 формирование основ чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
 уважительное отношение к сопернику;
 приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
 умение управлять своими эмоциями;
 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.
Метапредметные
Регулятивные:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всей группы.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила
шахматных фигур.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать
решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем).
Коммуникативные
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные
 знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнѐры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат,
ничья;
 знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 знать правила хода и взятия каждой фигурой;
 различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
 сравнивать между собой предметы, явления;







обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих
фигур;
уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Шахматы» для начальной школы отражает основные направления
работы и включает следующие разделы:

2 класс
К концу учебного года дети узнают:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и
взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети научатся:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;

ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Шахматная доска 4 ч.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.
Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры 9 ч.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила
фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
III. Начальная расстановка фигур 4 ч.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном
положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур 8 ч. (основная тема учебного курса)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные
слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии 5 ч.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого
короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.
Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения 3 ч.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную
партию. Короткие шахматные партии.
3 класс
К концу учебного года дети узнают:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети научатся:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей;
проводить элементарные комбинации.
I.

II.

III.

IV.

Краткая история шахмат 6 ч.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
Шахматная нотация 8 ч.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись
шахматной партии.
Ценность шахматных фигур 10 ч.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила
фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
Техника матования одинокого короля 6 ч.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против

V.

короля.
Достижение мата без жертвы материала 4 ч.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле
(середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
4 класс
К концу учебного года дети узнают:

принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети научатся:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические
удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
I.

II.

1.
2.
3.
4.

III.

IV.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии 3 ч.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль).
Двух- и трехходовые партии.
Основы дебюта 9 ч.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра
против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».
Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
Гармоничное
пешечное
расположение. Разумная
игра
пешками.
Классификация дебютов.
Основы миттельшпиля 10 ч.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие
о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
Основы эндшпиля 12 ч.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя
(при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при
неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня
(простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и
конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего
короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против
короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие
рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Тематическое планирование 2 класс
№

тема
Шахматная доска.
Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур.
Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
Игра всеми фигурами из начального положения.
всего

1
2
3
4
5
6

Кол-во
часов
4
9
4
8
5
4
34

Тематическое планирование 3 класс
№

тема
Краткая история шахмат.
Шахматная нотация.
Ценность шахматных фигур
Техника матования одинокого короля.
Достижение мата без жертвы материала.
всего

1
2
3
4
5

Кол-во
часов
6
8
10
6
4
34

Тематическое планирование 4 класс
№
1
2
3
4

тема
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Основы дебюта.
Основы миттельшпиля.
Основы эндшпиля.
всего

Кол-во
часов
3
9
10
12
34

Календарно-тематическое планирование.
2 класс
№

Тема

Количество Дата
часов

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Белые

1

и черные поля.
2

Шахматная доска.

1

3

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

4

Центр шахматной доски.

1

5

Белые фигуры, черные фигуры.

1

6

Ладья.

1

7

Слон.

1

8

Ферзь.

1

9

Конь.

1

10

Пешка.

1

11

Король.

1

12

Сравнительная сила фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур

1

14

Начальное положение (начальная позиция).

1

15

Расположение каждой из фигур в начальном

1

положении;
16

Правило «Каждый ферзь любит свой цвет».

1

17

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями

1

и начальной расстановкой фигур.
18

Правила хода и взятия каждой из фигур.

1

19

Игра «на уничтожение».

1

20

Белопольные и чернопольные слоны,

1

21

Одноцветные и разноцветные слоны.

1

22

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

1

23

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские

1

пешки.
24

Взятие на проходе.

1

25

Превращение пешки.

1

26

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

27

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого

1

короля.
28

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

1

29

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

1

30

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

1

31

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

1

32- Представления о том, как начинать шахматную партию.

2

33
34

Короткие шахматные партии.

1
3 класс

№

Тема

Количество Дата
часов

1

Рождение шахмат.

1

2

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование

1

полей, шахматных фигур.
3

Обозначение вертикалей. П/и: «Назови вертикаль».

1

4

Обозначение горизонталей. П/и: «Назови горизонталь».

1

5

От чатуранги к шатранджу.

1

6

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование

1

полей. П/и: «Назови диагональ».
7

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование
полей. П/и: «Диагональ».

1

8

Наименование полей. П/и: «Какого цвета поле?».

1

9

Наименование полей, шахматных фигур. П/и: «Кто

1

быстрее».
10

Шахматы проникают в Европу.

1

11

Наименование полей, шахматных фигур. П/и: «Вижу

1

цель».
12

Ценность шахматных фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур. П/и: «Кто сильнее?».

1

14

Чемпионы мира по шахматам.

1

15

Сравнительная сила фигур.

1

16

Сравнительная сила фигур. П/и: «Обе армии равны».

1

17

Абсолютная и относительная сила фигур.

1

18

Сравнительная сила фигур. П/и: «Выигрыш материала».

1

19

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

20

Достижение материального перевеса.

1

21

Нападение и защита.

1

22

Способы защиты.

1

23

П/и: «Защита».

1

24

Шахматные правила FIDE.

1

25

Мат различными фигурами.

1

26

Ферзь и ладья против короля.

1

27

Две ладьи против короля.

1

28

Король и ферзь против короля.

1

29

Этика шахматной борьбы.

1

30

Король и ладья против короля.

1

31

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало

1

игры).
32

Миттельшпиле (середина игры).

1

33

Эндшпиле (конец игры).

1

34

Защита от мата.

1

4 класс
№

Тема

Количество Дата
часов

1

Шахматная партия.

1

2

Правила и законы дебюта.

1

3

Дебютные ошибки.

1

4

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

5

Игра на мат с первых ходов партии.

1

6

Детский мат и защита от него.

1

7

Игра против «повторюшки-хрюшки».

1

8

Связка в дебюте.

1

9

Коротко о дебютах.

1

10

Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль,

1

эндшпиль).
11

Игры: «Мат в один ход». «Поймай ладью». «Поймай

1

ферзя».
12

Двух- и трехходовые партии. «Можно ли побить

1

пешку?».
13

«Можно ли сделать рокировку?». «Захвати центр».

1

14

«Чем бить фигуру?». «Сдвой противнику пешки».

1

15

Самые общие рекомендации о том, как играть в

1

середине шахматной партии.
16

Понятие о тактике.

1

17

Тактические приемы.

1

18

Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1

19

Открытое нападение.

1

20

Открытый шах.

1

21

Двойной шах.

1

22

Понятие о стратегии.

1

23

Пути реализации материального перевеса

1

24

Элементарные окончания.

1

25

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи),

1

ферзя (при неудачном расположении неприятельского
ферзя).
26

Ладья против ладьи (при неудачном расположении

1

неприятельской ладьи),
27

слона (простые случаи), коня (простые случаи).

1

28

Матование двумя слонами (простые случаи).

1

29

Матование слоном и конем (простые случаи).

1

30

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без

1

помощи своего короля.
31

Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при

1

помощи своего короля. Оппозиция.
32

Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей,

1

второй горизонтали.
33

Ключевые поля. Удивительные ничейные положения

1

34

Самые общие рекомендации о том, как играть в

1

эндшпиле.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (484) 572-41-49

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».