Пояснительная записка Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы в МКОУ Бутчинская СОШ детей учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая: максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся; обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся и личностную значимость учащихся; дает возможность каждому открыть себя как личность; предоставляет обучающемуся возможность творческого развития по силам, интересам; побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу; дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь во взрослом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому, каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 093242) Устав МКОУ Бутчинская СОШ. Функции дополнительного образования в школе: образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию; интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Развитие дополнительного образования детей предполагает решение следующих задач: определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с обучающимися на разных возрастных ступенях общеобразовательного учреждения с учетом вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей школьников в объединениях различной направленности; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего школьного возраста; обращение к личностным проблемам школьников, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; изучение интересов и потребностей детей в дополнительном образовании, организуемом в стенах общеобразовательного учреждения. Целью дополнительного образования является создание и обеспечение необходимых условий для формирования и развития творческих способностей обучающихся, содержательного досуга детей, их личностного развития, удовлетворения потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. Задачи: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся; профессиональная ориентация обучающихся; социализация и адаптация обучающихся к жизни и обществу. Принципы реализации дополнительного образования Природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Гуманизма:через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребѐнка. Демократии:совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребѐнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов. Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жѐсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста. Дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Направленности дополнительного образования. 4 В настоящее время система дополнительного образования детей в школе развивается по следующим основным направленностям: художественное; туристско-краеведческое; физкультурно-спортивное; техническое; социально- педагогическое; естественнонаучное. МКОУ Бутчинская СОШ организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий. Продолжительность занятий в объединениях установлена локальным нормативным актом дополнительного образования. Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования: группы обучающихся 1, 2, 3 уровней образования, разновозрастные объединения. Сроки реализации программ дополнительного образования рассчитаны на 1 год обучения. Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся во второй половине дня после окончания предметов учебного цикла. Занятия в группах ведутся строго по расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы.. Формы занятий детских объединений самые разные: лекции, беседы, игра, диспут, экскурсия, исследовательский опыт, исследовательский маршрут, коллективное творческое дело и др. Ожидаемые результаты: создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика; расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам; увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности; целенаправленная организация свободного времени обучающихся; укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни; снижение роста негативных явлений в детской среде; внедрение в образовательную деятельность современных методик обучения и воспитания; участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровня. Формы контроля: изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематики планирования; посещение и анализ занятий; посещение открытых мероприятий, творческих отчетов; организация выставок и презентаций; ежегодное проведение мониторинга занятости обучающихся школы и обучающихся «группы риска» в объединениях дополнительного образования. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: показательные выступления; участие во внешкольных мероприятиях; участие в соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях; выполнение творческих работ и др. 5 МКОУ Бутчинская СОШ реализует в 2022-2023 учебном году следующие программы дополнительного образования Название программы Главная цель программы Направление программы Бесплатные образовательные услуги Дополнительная Цель - развитие творческих Техническое образовательная программа способностей и мышления «Начальное техническое детей младшего школьного моделирование» возраста в процессе (Оригами) освоения азов разных видов технического творчества. Дополнительная Цель – формирование и Техническое образовательная программа развитие у обучающихся «Объемное моделирование» интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей Дополнительная Цель - развитие навыков Техническое образовательная программа конструирования, «Лего-конструирование» моделирования, элементарного программирования Дополнительная Цель – формирование Техническое образовательная программа уникальных Hard- и Soft«Разработка приложений компетенций по работе с виртуальной и дополненной VR/AR-технологиями через реальности: 3Dиспользование кейсмоделирование и технологий. программирование» Дополнительная Цель формирование Социально-педагогическое образовательная программа базовых умений и навыков «Имею право» правовой культуры обучающихся на основе усвоения ими основных правовых норм. Дополнительная образовательная программа «Фото-видео студия» Дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука» Цель - способствовать формированию у детей эстетической культуры как составной части материальной и духовной культуры, помочь им овладеть образным языком фотографии. Цель - развитие образного и логического мышления детей, формирование умения учиться. Художественное Физкультурно-спортивная 6 Спортивная секция «Волейбол» Цель - формирование Физкультурно-спортивная интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ. Программы дополнительного образования представлены в Приложении 7 Кадры, работающие в системе ДО: Педагоги школы – 6 чел. высшая категория первая категория 2 соответствие педагоги школы 3 1 Без категории - Социальные партнѐры: Детская школа искусств (п. Бетлица) Физкультурно-оздоровительный комплекс (п. Бетлица) Сельский Дом культуры 8